KPI в управлении: связь со стратегией
Принятие управленческих решений предполагает использование управленческой информации. Эта информация может быть предоставлена менеджеру в виде 10 толстых томов внутрифирменных отчетов весом 1,5 кг каждый, а может — в виде страницы формата А4. Kpi финансового директора для управления компанией и продуктивностью её работы KPI финансового директора. Именно те управленческие показатели, которым удалось в острой конкурентной борьбе с себе подобными попасть на эту самую страницу, принято именовать ключевыми. Хватит ли этой страницы для принятия верных решений, и куда девать остальные 15 кг управленческой информации? Что есть тот фильтр, который отделяет ключевые показатели от неключевых?
Использование KPI в последнее время стало одной из активно обсуждаемых управленческих проблем. Существует ли типовой набор KPI для отдельных отраслей и должностей? Как из множества показателей отобрать те самые, которые и будут ключевыми? Как KPI связаны с целями компании и отдельных структурных подразделений (сотрудников)? Попытаемся ответить на эти вопросы и связать рассматриваемую проблему со стратегией компании.
Цели и KPI (Key performance indicators — ключевые показатели результативности) для каждой конкретной должности в компании зависят в первую очередь от ее стратегии. Работа официанта в сети ресторанов McDonald's существенно отличается от работы его коллеги в дорогом ресторане тосканской кухни. Если строительная компания разрабатывает финансовые схемы для своих клиентов, то работа ее финансового директора строится с учетом этого стратегического направления. Иными словами, выбранная стратегия в значительной степени обусловливает специфику работы сотрудников, а значит — их цели и KPI.
Все многообразие бизнес-стратегий можно свести к ограниченному числу однородных моделей. Майкл Портер в своих трудах говорит о трех возможных типах стратегии в бизнесе: «лидерстве по издержкам», «дифференциации» и «концентрации». Все весьма логично: чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно быть либо дешевле, либо лучше. Образно говоря, в любой отрасли возможен как свой McDonald’s, так и свой изысканный французский ресторан. Это в рамках всей отрасли.
Можно также отыскать весьма узкую нишу (к примеру, неженатые айтишники 35–40 лет, предпочитающие экзотические рыбные блюда и пиво). Чем не ниша для ресторана, обещающего учредителю 400% рентабельности на вложенный капитал?